Время на прочтение: 3 минут(ы)
Надо признать, что сегодня российское общество и наше государство больны. Мы также не достигли должного понимания того, что с нами произошло. «Крах СССР» Кара-Мурзы дает лишь приближение к анализу геополитической катастрофы. Исчезновение с мировой арены СССР мы должны так и понимать: крушение СССР вместе со странами социалистического содружества это действительно события, изменившие не только политическую картину мира, но и нанесшие удар по вектору его духовно-нравственного развития, обострившие вопрос о будущем человечества на маленькой планете Земля. Без глубокого понимания, почему и как эта катастрофа произошла, без доведения этих знаний до общественного сознания, Россия и наше общество будут и дальше находиться в состоянии хаоса и разброда, хаоса в социально-экономической сфере и разброда в умах и нравственно-духовных устоях граждан.
Мы не можем забывать о негативной роли интеллигенции, особенно творческой, проявившейся в 90-е годы ушедшего столетия, в сломе советского проекта. На волне критики негативных явлений в жизни СССР и энергетики к переменам в властные структуры в стране пришли амбициозные люди, не обладающие элементарным опытом управления, которые годами по подсказкам Гарварда ломали все институты жизнеустройства советского общества. В результате сегодня мы имеем то, что «наработали»: проблемы в промышленности, обороне, сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, культуре, духовности… К великому сожалению, на высоких постах у нас «выстраивались» личности некомпетентные, непрофессиональные, способные лишь к разрушению «до основания». А завоеванная «свобода» привела к такой разноголосице, за которой люди все больше теряют способность слышать друг друга даже в области общей специализации, – открылась ниша для лженауки и мистики.
Мы должны также видеть, что научное сообщество и его наработки стали не востребованными властью, грустный показатель этого – выезд сотен тысяч специалистов за рубеж и проводимая ломка РАН. Власть в упор не слышит оценки и мнения экономистов, работников науки, образования и медицины. Власть по-прежнему молится рынку и либерализму.
Знакомство с присылаемыми на конгресс докладами пока создает впечатление, что их авторы прежде всего заинтересованы «подать» себя, создать себе «паблисити», это естественно – на то и конгресс-форум, чтобы поделиться своими мыслями. Но возникло беспокойство, как бы форум не потонул в огромном спектре проблем страны, не сконцентрировавшись на самом существенном для движения вперед. Необходимо выделить те основные проблемы, от которых зависит решение выносимых на обсуждение многообразных вопросов. В этом отношении обращает на себя внимание доклад В.В.Кочетова. Тезис о необходимости принятия политических решений для разрешения клубка противоречивых проблем, в которых оказалась Россия, уже витает на информационном поле. В этом отношении хотелось бы напомнить суждения покойного митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна.
«Русская идеология» могла бы включать в себя:
- признание естественного закона, общепринятых норм морали, основополагающими ценностями русской жизни, подлежащими общественной охране и государственной защите;
- категорический отказ признавать законность «прав человека», гибельно влияющего на состояние общества. Извращенцы и маньяки, проповедники насилия, бесстыдства и всё дозволенности не имеют никаких «прав» уродовать нашу жизнь и растлевать наших детей;
- Признание общественных обязанностей человека, его гражданского долга первичными по отношению к личным правам. Безуслловное отвержение индивидуализма как основного жизненного принципа. Всемерное возрождение русских общинных традиций.
- Признание самобытности нашего пути государственности…
- Гласное и открытое признание того очевидного факта, что у России есть многочисленные недоброжелатели.
- Необходимо восстановить отношение к труду как к служению, имеющему непреходящую нравственную ценность, а не как к средству заработка, обогащения и удовлетворенния прихотей.
- Следует незамедлительно пресечь лихорадочные попытки превратить наше общество в «общество потребления», внедрить в общественное сознание идеалы обогащение любой ценой, потребления как главной цели общественного развития.
- В центр хозяйственной жизни страны должен быть поставлен производитель товаров и продуктов, но не коммерческий постредник, наживающийся на перепродаже…
- Государству необходимо вернуть себе контроль над экономикой, восстановить управляемость народным хозяйственным комплексом.
- Должна быть восстановлена многоукладность хозяйства, основанная на действительном равноправии форм собственности при тщательнейшем соблюдении принципа социальной справедливости».
Эти призывы были высказаны митрополитом Иоанном в мае 1993 года, а в октябре состоялся расстрел Верховного Совета и побоище в Останкино. Они до сих пор остаются не услышанными ни церковью, ни обществом, ни властью.
Коллеги!
Занимаясь разными направлениями интеллектуальной деятельности, имея разные профессиональные задачи и многообразие мнений на происходящее в России, мы должны испытывать чувство долга перед государством и обществом и выработать оценки и предложения, направленные на укрепление их единства и благополучия. Стоит обратить внимание на слова Г.А.Зюганова, произнесенные на днях на Русском соборе:
«… держава наша всегда стояла и стоит на четырех столпах. Это сильная власть, высокая духовность, чувство соборности и коллективизма, а также элементарная житейская справедливость. Если подтачивают любой из этих столпов, здание начинает подкашиваться, а народ довольно часто выражает недовольство, впадает в отчаяние и смуту, что совершенно недопустимо в нынешних условиях».
Попов Альберт Борисович
доктор физмат наук
Объединенный институт ядерных исследований
Дубна