• Сб. Ноя 23rd, 2024

Новый закон о культуре – достойный ответ на современные вызовы

Время на прочтение: 6 минут(ы)

Translator

 

Проект   КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА «О КУЛЬТУРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Проблемная ситуация
Настоящий документ разработан группой мониторинга государственной культурной политики Конгресса работников образования, науки, культуры и техники (КРОН) с учетом результатов анализа ряда законопроектов о культуре: 1) проект Федерального закона “О культуре в Российской Федерации, опубликованном 26 октября 2011 г. на Интернет-портале “Российской Газеты” и внесенным депутатами Государственной Думы Ивлиевым Г.П., Драпеко Е.Г., Кущёвым В.М., Степановой З.М., Расторгуевым Н.В., Захаровой С.Ю.; 2) Проект Федерального Закона «О культурной деятельности и основах государственной культурной политики в Российской Федерации», разработанный Общественной Палатой РФ и направленной Президенту РФ в октябре 2011 года ( https://www.opf/discussions/1467/?offset=1 ); 3) Проект закона «О культуре в Российской Федерации», подготовленный группой специалистов Минкультуры России во главе со статс-секретарем – заместителем Министра культуры Г.Ивлиевым, а также экспертами из культурологической, экономической сферы, отраслей культуры и искусства (см. сайт Министерства культуры РФ раздел «Актуальное»).

Мы не ставим перед собой цель обсуждать эти законы или вносить в них коррективы. Каждый из них имеет свои достоинства, многие определения и положения, что совершенно справедливо, переходят из документа в документ. Однако ни один из них не соответствует духу времени, т.е. не содержит в себе того содержания, в котором фиксировалась бы ключевая роль культуры в преодолении современных вызовов и угроз устойчивому развитию общества. В этом смысле предлагаемый документ концептуально представляет собой альтернативу всем выше перечисленным законопроектам, что, впрочем, не исключает возможности заимствования из них ряда статей, положений и определений.
На наш взгляд, современный закон о культуре должен учитывать:
• ужесточение геополитической ситуации, что предполагает внятную артикуляцию собственных национальных интересов и действий в защиту этих интересов, в частности, способов противодействия социокультурной агрессии;
• крах неолиберальной модели экономики, характеризующейся распространением в обществе крайнего индивидуализма и примитивного утилитаризма, что предполагает необходимость утверждения ценностных ориентаций на общее благо, обогащающих социальным смыслом производственную деятельность, способствующих преодолению отчуждения и обусловливающих обретение духовного опыта служения, т.е. опыта деятельности, не имеющей в своем основании преимущественного мотива личной выгоды;
• недееспособность постмодернистского проекта модернизации российского общества, приведшего к тотальному релятивизму и распаду общенационального ценностно-смыслового и символического универсума, к засилью массовой культуры, квазиэстетических практик и пространств, к манипулятивным стратегиям и симулякрам, превращающим человека и культуру в зависимые переменные, не определяющие характера современного общества. Это обстоятельство обусловливает поиск способов человекоцентрирования социокультурных процессов, преодоления культурных разрывов и осуществления воспроизводства российского общества как социальной и культурной целостности с опорой на аксиологическую систему национальной культуры и отечественные культурные традиции;
• несовершенство современного механизма упорядочения социальной жизни, направленного исключительно на усиление внешней социальной структуры пространства личности (знания, компетенции, социальные роли и статусы, партийная принадлежность и т.д.) в ущерб развитию внутреннего ценностно-смыслового мира человека на основе интериоризации смыслообразующих конструкций (нравственных ценностей, вечных истин, восходящих к мировым религиям, высоких идеалов любви, добра, справедливости, служения). Следствием этого явилось углубление рассогласованности субъектно-культурного, ценностно-смыслового пласта человеческого мира, с одной стороны, и совокупности мер – политических и управленческих, направляемых на поддержание целостности, устойчивости и развития социума. В результате возникли деструкции не только в социальных процессах: (молодеющая наркотизация и алкоголизация населения, высокий показатель подростковых и юношеских суицидов, межэтническая напряженность, коррумпированность и низкая социальная ответственность государственных и муниципальных чиновников, ограниченные возможности творческой самореализации и предпринимательства, слабая защищенность человеческой жизни, частной собственности и человеческого достоинства и др.) в поведении людей (агрессия, хамство, грубость, жестокость, обман, безответственность, отсутствие сострадательного отношения к слабым, больным и пожилым людям и т.д.) но и в самих основаниях воспроизводства личностного бытия. Это выражается, прежде всего, в дефиците воспроизводимых социумом личностей, масштаб деятельности которых соответствовал бы сложности стоящих задач и был бы основан на приоритете высших ценностей, в первую очередь, ответственности и долга. Преодоление этой ситуации связывается с формированием социального заказа на развитие богатого внутреннего ценностно-смыслового мира личности и реализацией этого заказа на основе соответствующих приоритетов в деятельности учреждений культуры и искусства, средств массовой коммуникации и образовательных организаций, а также на основе артикуляции аксиологического аспекта государственной политики и государственного управления;
• усложнение социально-экономической ситуации предполагает повышение эффективности используемых финансовых ресурсов посредством утверждения целевых приоритетов и индикаторов, обусловленных целями социокультурного воспроизводства.

Цель Закона:
Укрепить духовно-нравственную основу социальной жизни и обеспечить рост национального самосознания как важнейших условий социокультурного самоопределения России в глобальном мире.

Задачи Закона:
• повысить социальный статус культуры как фактора формирования мировоззрения людей и важнейшего регулятора их поведения;
• обеспечить единство культурного пространства на основе преодоления культурных разрывов;
• обеспечить условия для сохранения и развития культурного разнообразия посредством постоянного взаимодействия между культурами и равноправного диалога (полилога) между различными культурными сообществами в контексте единой системы основополагающих ценностей;
• обозначить общенациональный ценностно-смысловой и символический универсум как основу социокультурной идентификации личности и консолидации общества;
• повысить иммунитет общества к социокультурной агрессии;
• наряду с формированием правового сознания россиян усилить роль нравственных ценностей как важнейшего средства регуляции социальных практик;
• определить миссию и функции отрасли культуры и отраслевых учреждений как социального института, целевой функцией которого выступает социокультурное воспроизводство;
• преодолеть существующий подход к оценке эффективности деятельности учреждений культуры и искусства, заимствованный из бизнеса, сформировать систему качественных показателей, обусловленных содержанием конкретных, решаемых социальным институтом задач;
• обеспечить невмешательство в творческую деятельность со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления;
• усилить аксиологический аспект государственной политики и государственного управления, возложить на государственные органы власти обязанность по защите системы общезначимых и основополагающих культурных ценностей и символов (ядра отечественной культуры) как основы государственного суверенитета;
• сформировать систему критериев оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обусловленных содержанием конкретных задач социокультурного воспроизводства, усилить общественный контроль деятельности органов власти на основе использования этой системы критериев;
• сформировать систему этического и эстетического воспитания, в первую очередь детей и молодежи, как действенный способ преодоления кризиса смыслоутраты, крайнего релятивизма и нигилизма, как способ формирования неутилитарного и творческого отношения к миру, основанного на чувственной форме восприятия абсолютных ценностей Истины, Добра и Красоты.
Основные понятия
1) культура – система ценностей, закрепленная в духовных и материальных продуктах человеческой деятельности, влияющая на формирование мировоззрения личности и регулирующая ее поведение;
2) культурное разнообразие – многообразие форм культуры, присущих различным социально-демографическим группам, этническим, территориальным и иным культурным сообществам и являющихся общим достоянием и источником развития отечественной и мировой культуры;
3) культурное единство – система абсолютных нравственных ценностей, составляющих центр культурного пространства России, не оспариваемых со стороны каких-либо культурных сообществ, поэтому регулирующих всю систему общественных отношений и обеспечивающих необходимые параметры идентификации личности с обществом в целом и единство нации;
4) культурная деятельность – деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей, предоставлению культурных благ, а также по восприятию и оцениванию культурных ценностей и благ;
5) культурное пространство — сфера распространения определенных устойчивых ценностей и культурных форм, включая сообщество людей, разделяющих эти культурные ценности и формы, и обеспечивающих социокультурное воспроизводство;
6) культурные разрывы – ситуация, характеризующаяся отсутствием единой системы основополагающих ценностей, блокирующим взаимодействие различных культурных сообществ и препятствующим культурному развитию и социокультурному воспроизводству;
7) отрасль культуры – система учреждений культуры и искусства и управленческих структур, снабженных определенными ресурсами, осуществляющих воздействие на культурную деятельность в целях социокультурного воспроизводства и гарантии конституционных прав граждан посредством обеспечения условий для стандартных способов культурной деятельности;
8) социокультурное воспроизводство – процесс исторического воспроизводства общества как социальной и культурной целостности, характеризующейся ценностно-смысловым и символическим универсумом, определенными принципами организации общественной жизни, спецификой социокультурных процессов, культурных форм и коммуникаций;
9) социокультурная агрессия – преднамеренные действия, осуществляемые извне или внутри общества и направленные на разрушение или искажение аксиологической системы (системы основополагающих ценностей) отечественной культуры; результатом социокультурной агрессии являются постоянно расширяющиеся культурные разрывы, делающие невозможным социокультурное воспроизводство и угрожающие целостности страны;
10) учреждение искусства – государственное или муниципальное учреждение (театр, оркестр, ансамбль, цирк и иные учреждения исполнительского искусства), осуществляющее творческую культурную деятельность, направленную на производство или интерпретацию культурных ценностей в целях удовлетворения эстетических потребностей человека и развития его духовно-нравственного потенциала;
11) учреждение культуры – государственное или муниципальное учреждение (библиотека, музей, архив и иные просветительские учреждения), выполняющее роль посредника в социокультурном воспроизводстве, связанную с сохранением, распространением и популяризацией культурных ценностей в целях удовлетворения и развития эстетических потребностей человека, или образовательное учреждение, осуществляющее художественное образование (подготовку профессиональных кадров) и эстетическое воспитание граждан;
12) организация культуры – организации негосударственных форм собственности и любых организационно-правовых форм, осуществляющие один или несколько видов деятельности в сфере культуры, реализующие, в том числе экспериментальные проекты актуального искусства, характеризующиеся формированием квазиэстетического пространства с отходом от традиционных форм искусства, отказом от духовно значимых универсалий – прекрасного, возвышенного, трагического;
13) эстетические потребности человека – потребности в неутилитарном созерцательном контакте с действительностью, обеспечивающем возможность выхода за границы утилитарной зависимости, ощущение своей причастности к духовным сферам бытия, переживание состояния личной свободы и полноты жизни;
14) эстетическое воспитание – формирование потребности и способности создавать эстетические ценности в жизни и искусстве на основе неутилитарного отношения к действительности, развития собственных творческих способностей, овладения знаниями и практическими умениями в определенном виде деятельности.
Некоторые пояснения
Отметим, что система понятий, которая будет использована в законе, значительно превосходит число указанных понятий. Однако мы привели лишь те из них (большая часть из которых раскрыта впервые), которые формируют смысловой «каркас» концепции закона.
Считаем важным обозначить посредством понятия «культура» единство культуры и личности. Ценности культуры в случае их интериоризации интегрируются в структуру личности и начинают играть побудительную роль. При этом мотивация на основе ценностей имеет глубинный, более долговременный характер, чем мотивация на основе потребностей. Именно этим объясняется регулятивное свойство культуры и именно поэтому культура является фундаментом социальности. В связи с этим социальное государство (каковым Россия является согласно Конституции) должно иметь культуру в качестве приоритетов своего развития.
С другой стороны, культура вне человеческой личности, т.е. не структурирующая ее сознание и не регулирующая ее поведение, не может быть действенной, она как бы умирает. Именно этот феномен используется в механизме социокультурной агрессии, когда ценности отечественной культуры целенаправленно замещаются на инокультурные ценности, претендующие стать мощным регулятором поведения людей на чуждой ей территории. Это обстоятельство побуждает актуализировать внимание к аксиологическому аспекту социальных практик и политической деятельности и возложить на государственные органы власти ответственность по защите аксиологической системы отечественной культуры как системы общезначимых, общенациональных (надэтнических, надполитических) ценностей.
Наряду с понятием «культурное разнообразие», имеющим место в ряде предыдущих законопроектов, в настоящем документе вводится понятие «культурное единство», поскольку генетической особенностью отечественной культуры является единство многообразия или многообразие в единстве, обеспечивающей целостность большой страны.
Считаем чрезвычайно важным ввести понятие «отрасль культуры», определить ее миссию, а также миссию государственных учреждений культуры и искусства как социального института, ответственного за социокультурное воспроизводство и развитие духовно-нравственного потенциала общества. Оценка эффективности этой деятельности востребует качественные показатели, выражающие изменения в способах поведения людей, их отношении к себе, другим людям и окружающему социальному и природному миру.
Поддержка и развитие актуального искусства, характеризующегося новаторством, отходом от традиционных форм искусства, отказом от духовно значимых универсалий – прекрасного, возвышенного, трагического и входящим нередко в противоречие с системой общезначимых и общенациональных ценностей отечественной культуры, должны осуществляться негосударственным сектором, т.е. на базе организаций прочих форм собственности и любых организационно-правовых форм. Эти организации покрывают свои расходы за счет доходов от собственной деятельности и иных разрешенных законодательством Российской Федерации доходов и поступлений.
В отличие от предыдущих законопроектов, где указывалось, что в случае несоответствия Федерального закона «О культуре Российской Федерации» международным договорам приоритет отдается правилам международных договоров, мы полагаем, что во всяком конкретном случае решение принимается в интересах защиты суверенитета РФ и социокультурного воспроизводства нации.

Ответственный исполнитель:
Джерелиевская Ирина Константиновна,
e-mail: dzhereli@mail.ru

Автор: adminkr23