Время на прочтение: 3 минут(ы)
Все более заметен поворот государственной машины, экономики и общества России к новым задачам. Но не все из происходящего понимаемо и одобряемо в обществе, где в разной форме постоянно возникают вопросы «куда идти и каким путем идем?» На Конгрессе ПНО 2014 г. автор предлагал идеи мер системной перестройки в образовании и науке России. Настоящий доклад претендует более широкий взгляд на государственные и общественные программы социального развития. Анализ особенностей исторического и современного развития национального хозяйства России приводит к тезису о роли «среды развития» как экономического и социального понятия. Не ограничиваясь констатацией проблем, предлагается расширить анализ перспектив развития на проблемы нормативной базы, «подводные камни» ее применимости и целостности. Через сигналы статистики и практики структурных проектов регионального развития, наметки идей и практических рекомендаций делается попытка прийти к новым радикальным, но не разрушительным, целям и задачам единых инфраструктурных преобразований в России.
Проблема развития «инфраструктуры» для будущего анализируется на основе особенностей исторического и современного развития хозяйства России и формулируется тезис о роли «среды развития» как экономического, так и социального понятия. Вопрос о том, куда приложить усилия и куда направить средства и другие ресурсы, связан с вопросом – на каком стержне сможет создаваться среда развития? Ответ – предложение о концентрации государства на инфраструктурных проектахв, которые необходимо развивать как фрактальный процесс.
Точки роста и среда развития. Очевидна тенденция к сужению ресурсной зоны развития страны, ее регионов, и особенно – городов и малонаселенных территорий. Даже в благополучные 2000-2006 годы экономический рост страны концентрировался в не более чем 150-200 точках (городских агломерациях и хозяйственных кластерах). Одна точка роста на 100 тысяч кв.км не сможет обеспечить единство экономической и политической территории России. Без полноценного и развивающегося единого социально-экономического пространства нет и стратегий общего развития. То есть, развитие провинции – один из «ключей» к государственному национально-ориентированному использованию природных, человеческих и культурных богатств России – никому не нужен. И, к сожалению, ни законодательно, ни бюджетно, ни административно, не учитывается государственная административная роль провинции, для исполнения которой обустраивались веками крепости, города и поселения, которые следовали этой обязанности во всей истории Российского государства.
Сложность задач – условие развития. В периоды кризисов, роль государства в экономике резко возрастает. Сделав акцент на развитие передовых отраслей (включая все виды транспорта, традиционную и экологическую энергетику, современную химическую и строительную индустрию, новейшие системы коммуникаций) вместе со связанной с ними цепочкой от подготовки рабочих, инженерных и управленческих кадров, мы сформируем костяк будущего развития России на традиционном фундаменте.
Уже первые шаги в создание инфраструктуры будущего, как показали приемы мозгового штурма, вызовут следующие сдвиги:
– увеличение объемов производства и занятости в высокотехнологических сферах;
– увеличение потребления и производства в сферах переработки ископаемых, традиционных и композитных материалов, в машиностроении;
– увеличение квалифицированной занятости по обслуживанию инфраструктуры;
– появление в глубине России на постоянной или временной основе слоя специалистов высокой квалификации, становящихся образцом и передатчиком современной культуры.
С учетом разницы в 150 лет, эти ожидания оказываются похожими на те сдвиги, которые в 19 веке начали делать Российскую империю промышленной мировой державой.
Шаги к «среде развития». Необходимо изменить бюджетные принципы в части централизованного формирования бюджетов городов и поселений, как образований, выполняющих необходимые государству функции.
Ресурсы развития инфраструктуры: стабилизационный и резервный фонды, сам бюджет, переполненный «национальными целевыми» программами с «декабрьским финансированием».
Хребет возрождения среды развития – опережающее развитие всей современной инфраструктуры на основе существующих мощных отраслей через общегосударственные программы и «проекты развития народного хозяйства (ПРНХ)» с общим управлением ими некоторым федеральным органом – Советом управления ПРНХ с плановым бюджетным и внебюджетным финансированием, в который переключить значительную часть ФЦП.
Возможности и слабости экспертных сообществ. Очевидно, что даже первичная детализация идеи до уровня «цели, сроки, этапы, ожидаемые результаты» потребует усилий большого числа разработчиков и экспертов в системе государственного управления. Однако, сама сфера создания и реализации государственных программ целевого развития и многочисленные уровни директивных документов – это гигантский лабиринт (с не одним Минотавром в разных его частях). Если удастся «нанизать» многообразие предлагаемых экспертными сообществами проектов и программ на некоторый единый стержень стратегии, то пути достижения социальных целей могут быть профессионально проверяемы и корректируемы. Однако, неожиданно ряд законов РФ 2014-2015 гг. выявил тенденция в законотворчестве РФ к отстранению экспертов, не связанных со структурами управления, от реальных форм воздействия.
Борзых А.А.