Время на прочтение: 3 минут(ы)
За время работы Конгресса работников образования и науки (КРОН), КРОН отметился явными успехами на таких фронтах как умение собрать вместе неравнодушных людей, радеющих за судьбы образования и науки в РФ, и вдохновить этих людей на создание концепций, стратегий путей развития науки, информационного общества, образования, культуры, а также улучшения законодательства в этой сфере. Но при этом хотелось бы, чтобы КРОН занимался не только такими правильными и нужными вещами, как составление стратегий и концепций, но также такими правильными и нужными вещами, как внедрение хотя бы малой части положений концепций и стратегий. Но внедрить все Концепции, все правильные и хорошие принципы КРОН сразу не получится, “все и сразу” получить трудно. Нужно выбирать малые, но ключевые моменты и “бить в одну точку” до осуществления этого малого пункта. Я называю это “тактика малых побед”. То есть кроме “программы максимум” нужно иметь “программу минимум”. И от минимума “ни шагу назад”. Хотелось бы, чтобы КРОН внёс в резолюцию 23 ноября (кроме утверждения Концепций и Стратегий) хотя бы такие малые конкретные пункты:
1. Необходимость законодательного предписания для всех средних и высших учебных заведений иметь бесплатные пункты общественного доступа к ИКТ в легкодоступных для всех учащихся и сотрудников местах. (То есть не в кабинете директора, а лучше всего в библиотеке). Эти пункты должны быть открыты в течение всего времени, когда открыто учебное заведение. Эти пункты должны быть приспособлены для людей с ограниченными возможностями. То есть к этому пункты должны свободно подъезжать инвалидные коляска, экраны мониторов должны быть больше стандартных (для слабовидящих).
2. Необходимость законодательно ограничить размеры преподавательской нагрузки, при этом разграничив аудиторную и прочую нагрузку ( указать пределы нагрузки каждого вида). Как известно КРОН борется в том числе и за качество образования. Никакого качества при нагрузке 800-900 часов не может быть. Фактически вузы устроили саботаж “майских указов”, обнулив формальное повышение зарплаты преподавателей и значительно повысив нагрузку. То есть цена часа не только не возросла, но и упала. Предлагаю восстановить размеры нагрузки, действовавшие в большинстве вузов во времена СССР. 600 часов в учебный год – нагрузка доцента (в этом лекции, практические занятия, консультации, проверки работ студентов и аспирантов, приём зачётов и экзаменов). При этом аудиторная нагрузка (лекции и практические занятия) не могут составлять больше двух третьих от этих часов. Остальное рабочее время – (956 часов в год- подготовка к занятиям, написание учебно-методических и научных трудов.) Вот в том числе откуда бралось качество и научные достижения в СССР!
3. Необходимость законодательно закрепить способ определения “средней зарплаты” преподавателей и научных сотрудников на основе размеров оплаты ставки “доцента” без премий. Сейчас средняя зарплата определяется по методу “средней температуры по больнице”. (Один больной умер и остыл, а у второго 42. Но вычислив среднее арифметическое, получим, что оба они неплохо себя чувствуют). Огромные зарплаты руководства вузов и факультетов и нищенская зарплата преподавателей при вычислении среднего арифметического дают приличную сумму, которой вузы и научных учреждения отчитываются, что якобы выполнили “майские указы”. Также действующее исчисление средней заработной платы даёт возможность руководству манипулировать работниками. Тем, кто лояльно выполняет незаконное требования (например, проставляет оценки в зачётке студентам никогда не появлявшимся на занятиях, но являющихся протеже руководства) начисляются огромные премии, которые при расчёте среднего арифметического влияют на общую картину и скрывают факты нищенской зарплаты большинства.
4. Обязать ВАК публиковать в открытом доступе хронологические рамки действия так называемого “ВАКовского списка журналов” («Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук»). Сейчас есть только дата утверждения списка, но нет никаких указаний на то, до какого момента список будет действующим. В результате нередки ситуации, когда учёный отправил статью, её приняли к печати, он подписал обязательство не публиковать в других журналах эту статью, (нередко также имеет место оплата публикации со стороны автора) и тут журнал исключили из списка, или появился новый список, в котором этого журнала нет. Это нечестно по отношению к авторам. Они должны знать дату окончания действия списка.
5.Обязать Минобр отвечать за устройство на учёбу студентов и трудоустройство преподавателей вузов, которые были закрыты до истечения срока лицензии( что бывает очень часто). Минобр выдал лицензию, студенты и преподаватели поверили лицензии и связали с этим вузом свою судьбу. Если же внезапно оказалось, что вуз всё-таки плохой, то отвечать за последствия закрытия вуза должен тот, кто в своё время выдал лицензию и ввёл в заблуждение людей.
Лобжанидзе Авелина Авелиновна