• Сб. Ноя 23rd, 2024

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИЯ «КРУГЛОГО СТОЛА» «НОВЫЙ ЗАКОН О КУЛЬТУРЕ – ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ»

Автор:adminkr23

Ноя 19, 2014 #ЗАКОН О КУЛЬТУРЕ

Время на прочтение: 3 минут(ы)

ПРОЕКТ

РЕЗОЛЮЦИЯ «КРУГЛОГО СТОЛА»

«НОВЫЙ ЗАКОН О КУЛЬТУРЕ – ДОСТОЙНЫЙ ОТВЕТ СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ»

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется действием факторов деконструкции основных этических установок и эстетических идей, содержащих в себе поиск духовно-нравственного идеала и воплощения его средствами художественного слова и образа. Речь идет:

  • о распространении в обществе крайнего индивидуализма и примитивного утилитаризма как следствии неолиберальной модели экономики, несущей в своем основании исключительно личную выгоду и поэтому несовместимой с возможностью обретения духовного опыта служения, т.е. опыта деятельности, не имеющей преимущественного  мотива личной   выгоды;
  • о тотальном релятивизме, разрушении основополагающих ценностей, о засилье массовой культуры, квазиэстетических практик и пространств, манипулятивных стратегий и симулякров, превращающих человека и культуру в зависимые переменные, не определяющие характера современного общества, как следствии вестернизации общественной жизни;
  • о деструкциях в социальных процессах (кризис смыслоутраты и молодеющая наркотизация и алкоголизация населения, высокий показатель подростковых и юношеских суицидов, межэтническая напряженность, коррумпированность и низкая социальная ответственность государственных и муниципальных чиновников и др.), в поведении людей (агрессия, хамство, грубость, жестокость, обман, безответственность, дефицит сострадательного отношения к слабым, больным и пожилым людям и т.д.), в самих основах воспроизводства человеческого потенциала: социум становится менее способен к воспроизводству личностей, масштаб деятельности которых соответствовал бы сложности стоящих задач и был бы основан на приоритете высших ценностей, как следствии модели организации и упорядочения социальной жизни, противоречащей духу национальной культуры.

Угрожающий характер указанных факторов усугубляется внешними вызовами – ужесточением геополитической ситуации и усложнением социально-экономической ситуации в стране.

Необходимость нейтрализации обозначенных угроз обусловливает отношение к культуре как основополагающему фактору целостности, единства и устойчивости общества. Культура прорастает во всех сферах общественного производства и общественной жизни. Культурное измерение имеет как государственная политика в целом, так и отдельные ее направления: бюджетная, финансовая, промышленная, аграрная, инновационная, технологическая и т.д. Интегральным показателем уровня культуры социальной деятельности и социальных отношений выступает их ценностно-смысловое содержание, выражающее ориентацию на развитие личности, которому сопутствует овладение высших бытийных, а не потребительских смыслов. Российское общество крайне не удовлетворено современными реформаторскими действиями правительства, ценностно-смысловое содержание которых, с точки зрения развития человеческого потенциала, внушает большую тревогу.

Участниками «круглого стола» предлагается альтернативная концептуальная конструкция Закона о культуре в РФ, смысловым центром которой выступает новый тип институциональной социальной деятельности – социокультурное воспроизводство, направленной на историческое воспроизводство общества в виде социальной и культурной целостности, характеризующейся ценностно-смысловым и символическим универсумом, определенными принципами организации общественной жизни, типом человеческой личности, спецификой социокультурных процессов, культурных форм и коммуникаций.

Институционализация социокультурного воспроизводства будет способствовать проявлению невидимых до сих пор проблем и тем самым предопределит необходимость их решения. Имеется ввиду:

  • определение феномена культуры посредством акцентирования ее значения в ценностно-смысловой структуре личности, общества, государства;
  • противостояние ситуации постмодерна на основе актуализации «корневой», ценностно-смысловой системы классической русской культуры и ее интеграции в проект современности посредством использования каналов передачи социокультурного опыта, в первую очередь, при помощи обращения к молодежи на уровне эстетического образования как формирования неутилитарного и творческого отношения к миру,основанного на чувственной форме восприятия абсолютных ценностей Истины, Добра и Красоты;
  • усиление внимания к аксиологическому аспекту общественной жизни и государственной политики и возложение на государственные органы власти обязанности по защите системы основополагающих культурных ценностей и символов (ядра отечественной культуры) как основы государственного суверенитета, идентичности нации, целостности и единства общества;
  • формирование системы критериев оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обусловленных содержанием конкретных задач социокультурного воспроизводства, и создание условий для общественного контроля и принуждения государственной власти к действиям, повышающим жизнеспособность страны;
  • наряду с понятием «культурное разнообразие», широко представленным в законодательном пространстве в предыдущие годы, применение понятия «культурное единство», а также осмысление феноменов, разрушающих его или препятствующих его возникновению – «социокультурная агрессия», «культурные разрывы»;
  • формулирование миссии, т.е. социального смысла существования отрасли культуры – отраслевых органов государственной власти и подведомственных ей учреждений культуры и искусства как социального института, обеспечивающего социокультурное воспроизводство;
  • конструирование целевых ориентиров движения государственных финансовых и материальных ресурсов: в современной социально-экономической ситуации, бюджетные средства целиком и полностью должны работать на социокультурное воспроизводство, т.е. направляться на обеспечение национальной идентичности, единства, целостности и устойчивости общества. Процесс распространения актуального искусства, характеризующегося формированием квазиэстетического пространства с отходом от традиционных форм искусства и отказом от духовно значимых универсалий, определяется исключительно общественными потребностями и поддерживается обществом, а не насаждается посредством проектов, спонсируемых государством;
  • формирование качественных показателей эффективности отрасли культуры как социального института, выражающих гуманистическую, человекотворческую сущность культуры в процессах социализации и инкультурации и фиксирующих изменения в способах поведения людей, их отношении к себе, другим людям и окружающему социальному и природному миру.

 

 

 

Автор: adminkr23