Современная динамика социальных изменений общества обусловлена противоречивым характером формирования новой социальной реальности общества, где особое место занимают такие конструкты как система образования и социальное неравенство. Поэтому целевой задачей данной работы является раскрытие основных трендов развития этих конструктов, которые оказывают существенное воздействие на состояние новой реальности. Новизна авторского подхода состоит в том, что она рассматривается не через ее

содержательные элементы, а как системная целостность с новым качеством социальности постсовременного капиталистического общества. Вначале требуется методологически уточнить категории «социальность», «реальность», «актуальность», «современность», которые имеют неоднозначное толкование в социально-гуманитарном знании. Социальная реальность в самом общем социально-гуманитарном плане отождествляется с различными способами (или способностями) совместной жизни людей, основанных на взаимных: согласованных (или несогласованных) и осознанных (или неосознанных) действиях, направленных на повышение (или снижение) их уровня, качества, образа жизни (жизнедеятельности), которая выражается в противоречиях (антиномиях) социальной реальности между ее объективной и субъективной природой. В рамках развития социологического знания (условно) можно выделить три основных представления термина «социальное»: классическое, неоклассическое, неклассическое, которые наделяют ее разными значениями. Исходя из их анализа, мы определяем понятие «социальность» в первом приближении как не только особые социальные действия и отношения человека к себе и другим (общество, группы и др.), но и как характер их осмысления, который выражается в определенных реальных знаниях, ценностях и отношениях, имеющих разные уровни проявления.Реальность российского общества сегодня «официально» определяется как «новая нормальность или новая реальность»: «когда нет ни быстрого улучшения, ни быстрого ухудшения». Такое понимание «реальности» вполне соответствует архетипу русской (российской) культуры досовременной (аграрной) и раннесовременной (индустриальной): «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» или «ни мира, ни войны, а армию распустить». Иначе говоря, ныне существующая реальность (постсовременная) как социальность признает нормальными такие взаимодействия и отношения, которые ранее признавались ненормальными. Отсюда новая социальная реальность в зависимости от местоположения в глобальной или локальной социальной пирамиде по-разному представляется и ценностно осмысливается в ее актуальности и современности.Актуальность означает некую реальную действительность, связанную с определенными активными действиями человека, способного адекватно ставить и решать социальные проблемы на основе искомого (фактического), а не предпосылочного знания, которое доминирует в СМИ.Современность в этом контексте зачастую отождествляется с актуальностью, но это не совсем верно. Современность – это то, что событийно в конкретное время, то есть то, что сделано впервые (иначе то, чего не было раньше и на этой основе происходит новое осмысление происходящего). Мы – современники в том случае, если наша культура настоящего способна не только воспроизводить новые вещи, но и создавать возможности для раскрытия человеческого потенциала, т.е. в одно и то же время люди могут жить в современном и несовременном обществе. Современное общество в этом контексте на уровне видимости предлагает широкие возможности, но, по сути, ориентировано на блокирование или ограничение способов самореализации человека, поскольку в современном обществе доминируют не терминальные, а инструментальные ценности, ориентированные на реализацию не общих, а индивидуальных целей.Начиная с 90-х годов и по настоящее время, Россия изменила ценностные ориентиры развития общества и пережила сложный переход от терминальных ценностей к инструментальным (рыночным отношениям), которые вызвали существенные изменения всех сфер общественной жизни и характер функционирования различных социальных институтов. Особенно остро этот процесс затронул систему образования как одини из основных социальных институтов формирования молодого поколения и способом реализации их социальных возможностей, где наметился целый ряд новых тенденций, имеющих различную направленность и изменивший ее качественное содержание и функциональность:произошло переструктурирование советской системы образования на западную (двухуровневую);изменилась главная функциональная (целевая) идеологема образовательной системы. сложилась новая организационная и социальная структура в системе образования, которая не только дифференцировала социальные возможности школьников и выпускников высшей школы, но и ограничила статусно-ролевые позиции учителей и преподавателей.Переход на Болонскую систему сформировал, в первую очередь, не новую систему воспитания и подготовки учащихся, а новую иерархическую структуру в системе образования: образовательную номенклатуру; наемных работников (учителей, преподавателей); потребителей образовательных услуг (школьников, студентов), где самым социально незащищенным элементом являются наемные работники, т.е. те, кто передает знания. Отсюда и происходит актуализация проблемы социального неравенства, которая наиболее полно проявляется в шести значимых трендах конструирования новой социальной реальности. в условиях обострения глобальных противоречий капитализма неравенство ставится во главу угла поиска к новой модели будущего человеческого сообщества. стало лежать в основе нарастания общей нестабильности в мире, активизируя расширение различного рода протестных социальных движений против существующей системы политической власти как в развитых, так и в развивающихся странах.начало превращаться в структурообразующий элемент, который стал предопределять качественный уровень жизнеспособности, жизнестойкости и эффективности социальной системы.привело к резкой поляризации доходов, оплаты труда, качества жизни, доступа к культурным и материальным благам, что способствовало размыванию среднего класса и упрощенной дифференциации социальной структуры.опровергло доминирующие в экономической науке либеральные представления, что рыночная модель индустриального (постиндустриального) общества способна эффективно решать проблему неравномерного распределения доходов и снижать до низких пределов уровень неравенства в обществе.обозначило динамику неравномерного развития развитых и развивающихся стран. Таким образом, новая социальная реальность современного общества в России как «нормальная социальность» предопределена характером развития ее основных конструктов, дисфункциональных по своей сути, а потому они воспроизводят неустойчивые формы социальной системы, которые могут привести ее к разрушению.