Лента новостей

Отправьте SMS ДОБРО на номер 5541

Быстрые новости

Наши счетчики

Яндекс.Метрика Проверка ТИЦ Рейтинг@Mail.ru Поисковый анализ сайта
Суббота, 02 февраля 2019 23:42

О некоторых латентных опасностях построения информационного общества

Автор Воронов М.В.
Оцените материал
(0 голосов)

Проникновение ИКТ во все сферы нашей деятельности становится глобальным, несет качественно новые возможности развития общества и, как всегда, новые для него опасности. Необходимость адаптироваться к новым условиям формирующегося информационного общества привела к принятию в конце 2016 года программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Согласно этой программе, предусматриваются пять направлений деятельности (правда, в программе нет определения того, что понимается под цифровой экономикой, но нам к такого рода недочетов не привыкать):

— нормативное регулирование;

— кадры и образование;

— формирование исследовательских компетенций и технических заделов;

— информационная инфраструктура;

— информационная безопасность.

Таким образом, формирование в России «цифровой экономики» представляется как создание некой интернет-платформы, на основе которой предполагается массовый перевод ряда выполняемых сегодня функций человеком поручить различного рода роботам. Узость этой программы, ее неполнота заключается в том, что отсутствуют такие важные составляющие как содержательной обработки информации и ничего не говорится о её последствиях «информационной революции» для жизни отдельных людей и государства в целом.

Проектирование же будущего является необходимой стратегией для реализации безопасности социума и построения тех отношений, которые станут идеологией страны. Идей разумных и предложений по их реализации для этого достаточно много [1-3]. Необходимо провести их системный анализ и обеспечить координацию в деятельности всех государственных организаций, направленную на решение требуемых задач. Речь ведь идет, ни много ни мало, о том, как с развитием информационного общества, в котором индивидуум  все больше утрачивает свои человеческие качества, сохранить потенциал его выживания, оставаться «человеком разумным». Ситуация такова, что необходимы специальные усилия для сохранения человеческого потенциала людей нашей страны.

Переход к информационному обществу требует более фундаментального подхода.

 

С точки зрения физики жизнь можно рассматривать, как определенным образом организованный энергетический процесс, поэтому вопросы целенаправленного движения вещества и энергии всегда были в центре внимания людей. Постепенно любую деятельность людей, связанную с обеспечением материальных условий жизни, стали называть экономикой, вернее экономикой материально-вещественных систем. Между тем прогресс человеческой цивилизации приводит к существенным качественным сдвигам в ее бытии. На данном этапе это всеохватывающая информатизация нашей жизни [4].

Здесь будет не лишним вспомнить закон сохранения энергии: в изолированной системе энергия сохраняется, она может лишь превращаться из одного вида в другой. Следовательно, если в одном месте некое количество вещества или энергии уменьшится, в другом месте оно возрастет (свойство симметричности энергетических процессов).

Энергия неуничтожима, но она же и постоянно видоизменяется. Тогда что же при этом возникает и уничтожается? Это различие, неоднородность. Мы повсюду сталкиваемся с неоднородностью распределения материи, неравномерностью протекания процессов.

Несохраняемую сущность материи, которая может и возникать и уничтожаться, отражающую распределение материи в пространстве и времени называют информацией [5]. Все объекты, содержащие в себе одинаковое количество энергии всегда различны информационно.

Информационные процессы (процессы создания, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения, представления и использования информации) обладают свойством несимметричности (передав информацию другому объекту, данный объект эту информацию не теряет).

Именно симметричность энергетических и несимметричность  информационных процессов, как факт фундаментальный, обусловливает необходимость существенной модернизации экономики, превращение ее в экономику неодинаковости. Действительно при ограниченном вещественно-энергетическом ресурсе каждый факт его потребления одних приводит к обнищанию общества в целом. Наличие в обществе закрепленной юридически возможности присваивать труд других, не отдавая взамен ничего, обусловливает все более ярко выраженную поляризацию общества. Благодаря наличию такого рода положительной обратной связи, этот процесс происходит со все возрастающей скоростью во всем мире наблюдается стремительное размежевание на имущих и неимущих, причем первых становится меньше, а вторых больше. Ясно, что долго так продолжаться не может и на этом пути цивилизацию ждут серьезные потрясения. Однако увеличение производства и потребления ресурсов продолжает оставаться критериями успешности хозяйствования.

До тех пор пока вещественно-энергетические потоки были превалирующими, существующая экономика в целом устраивала общество. В настоящее время развитие информационных технологий привело к тому, роль информационных процессов стала соизмеримой с вещественно-энергетическими процессами, что и обусловливает потребность корректуры экономики нашей жизни.

 

Успехи стремительной информатизации общества, подобно головокружению от победы, приводят к возникновению целого ряда опасностей. Не только отдельные обыватели, но и научные коллективы, органы управления страны, находясь в эйфории от успехов ИКТ, недостаточно уделяют им внимания. Опасности же подстерегают современную цивилизацию не только со стороны возможности возникновения всеобщей ядерной войны или со стороны природы. Все большего внимания и срочного принятия адекватных мер требуют опасности привносимые со стороны бурного развития цивилизации в целом и ее информатизации в частности.

На поверхности лежат такие проблемы безопасности как кибертерроризм и кибершпионаж, уход от налогообложения, незаконный вывоз капитала, осуществление незаконной предпринимательской деятельности и т.д. Так в странах Запада ведется системный контроль за гражданами посредством компьютерного анализа телефонных разговоров, мониторинга социальных сетей, накопления личных файлов в бесконечных базах данных американских спецслужб. На этой основе происходит манипулирование поведением граждан, которым компьютеры составляют адресную рекламу и ориентиры для политического выбора [6]. К сожалению имеет место и целый ряд латентных опасностей.

 

Ныне человечество входит в новую фазу своей исторической жизни, связанную с духовной интеграцией мирового сообщества в единое целое. Это обстоятельство требует объединение индивидов в целостный социальный организм. На этом пути встают помимо политических и экономических преград встают коренные, идеально-нравственные интересы, этно-культурные ценности людей. Вся проблема в том, на какой основе. Мы обратимся к этому вопросу только с одной стороны, указанной в названии доклада.

 

Поскольку речь идет о феномене экспоненциально развивающихся информационных технологиях, задачи исследования и устранения возникающих опасностей следует решать срочно и непременно.

Основные «новации» жизни в условиях стремительного развития информационных технологий обусловливают два казалось бы разнонаправленные тенденции. С одной стороны, человечество на основе  тотальной информатизации формирует на планете Земля единое политическое, экономическое и культурное пространство. Как следствие, теряют авторитет международные институты, все больший вес приобретают транснациональные компании, размываются устои национальных культур. Все это побуждает людей не только жить и потреблять однотипным образом, но и думать одинаково.

С другой стороны отдельный человек во все большей мере локализуется, поскольку духовно в значительной мере живет в виртуальном мире, что ведет к его десоциализации. Более того, находясь, казалось бы, в информационном контакте с огромным числом людей, индивидуум перестает руководствоваться характерными для общества нормами и ценностями. В результате резко меняется социальная среда, предопределяющая необходимость адаптации, идет активная ресоциализация людей. Кроме того у людей излишне увлекающихся компьютером наблюдаются серьезные психические и иные медицинские патологии.

Создавая свое пространство в виртуальном мире, человек, как правило, теряет адекватность восприятия реального. При массовых нарастаниях объемов разной информации, из-за ее переизбытка людям все труднее становится отсеивать ненужное. Повсеместно же навязываемая информация способна манипулировать умами людей и общества, чем с успехом и пользуется. Индивидуум все чаще выступает атером, исполняющим роль, навязываемую ему информационным пространством, а способность рефлексировать свои поступки стремительно сокращается.

Происходящая перманентная эволюция индивидуализма (атомизация общества), направленная на соответствующие изменения культуры и ценностных ориентаций людей, устраняет политическую активность, вытесняет политический дискурс из сознания человека. Постепенно «человек социальный» уступает место «человеку индивидуальному». Любые попытки позитивных политических преобразований (ведь их реализация требует приложения дополнительных усилий) гаснут из-за глубокой акцентированности на сфере частных интересов. Причем происходит это за счет тотального постмодернистского обессмысливания всего, что выходит за пределы индивидуальных интересов [7]. Для этого активно и повсеместно насаждается виртуальное общение и упрощенный взгляд на жизнь, попса, плюрализм, толерантность, псевдообщение, криптоевгеника и ювенальная юстиция, закон о гендере, упрощение языка, при котором происходит потеря вложенных смыслов и многие другие подобного рода «просветительские» новации [8]. В перспективе все это ведет к разрушению общества как комплекса социальных связей, основанных на взаимопомощи разумных людей. В этих процессах, кроме исторически сложившихся элементов общественных отношений, безусловно, просматриваются элементы целенаправленного воздействия, преследующего цели ослабления или уничтожения соперников.

При этом нельзя не отметить, что технологии современной социализации успешно приводят индивидуальные нормы и ценности человека в соответствие с установленной нормативно-ценностной системой, позволяющей при этом и извлекать коммерческую прибыль, что находит свое выражение в управляемом перепотреблении (консюмеризме), когда потребление становится не столько средством поддержания жизни, сколько само становится ее смыслом.

Человеческое сознание всегда функционирует посредством определенных знаков и символов, а формирование новых знаков ведет к новой организации психики. Набирающий силу консюмеризм выступает системой, предлагающей иной тип знаковости, чем тот, который предлагался прежними формами культуры. Можно сказать, что инфраструктура современного потребления ─ это мегамашина производства желаний. Она не столько удовлетворяет желания, сколько их формирует, диктует, что именно следует желать [9]. Наращивая социальную апатию, консюмеризм обеспечивает и появление все новых и новых товарных рынков, решая тем самым большинство задач сохранения социального статус-кво. Остается только грамотно управлять этой машиной, что с завидным успехом и осуществляется.

 

Следствием всего этого для России является углубляющаяся разобщенность ее народа как субъекта истории страны, ибо разрыхление народа лишает его общей исторической памяти, единых разума и воли, что порождает кризис других систем [10].  

Предлагаемые в наши дни модели социального уклада России декларируют необходимость формулировки национальной идеи в качестве базового элемента (скрепы), на котором строятся отношения между гражданами в обществе [11-13]. При этом очевидны попытки уйти от социально ориентированных устройств общественных отношений и сохранить общество с индивидуальной свободой каждого, ограниченной его возможностями, формулируемой примерно так: бери столько сколько сможешь взять, используя индивидуальные качества такие как, умение петь, прыгать, бегать и т. д. По нашему мнению, на первое место выдвигаются риски, связанные с недоговороспособностью социальных групп и отдельных индивидов. И это еще одна из главных латентных опасностей именно для России. Разобщенность в социуме и другие обстоятельства, в том числе численность популяции и разнообразие генофонда, определяют разнообразие структур и отношений, подавляют синергетические процессы определяющие прорывы в развитии. В число угроз безопасному развитию цивилизации и отдельного государства входит дифференциация общества по многим признакам, наиболее значимыми среди которых, клановые, этнические, религиозные. Между тем, вопросы сохранения полиэтничности, поликультурности и многих других особенностей сложившегося на планете биоразнообразия, в необходимой интеграции людей, для создания отношений приемлемых для всех и решения глобальных проблем безопасности, являются ключевыми.

 

Виртуализация общества представляет собой глубинную социальную тенденцию трансформации самого общества в сторону его дебилизации, индивидуализации и безусловной внушаемости. Уже сегодня до 90% населения страны «узнают свое мнение» из средств массовой информации. Происходит унификации массового сознания населения ‒ люди используют одинаковые информационные продукты масштабного характера.

Приходится признать, что в этой ситуации государство и общество в целом отстранилось от формирования целостного человека, как члена сообщества разумных людей. В слишком разных весовых категориях находятся «мейнстрим информатизационного прогресса» и ручейки попыток направить возможности достижения науки и техники на решение насущих проблем общества. Этих условиях, создавая такой хаос в сознании и внося неопределенность вектора будущего развития общества, погружая массы людей в виртуальное пространство, взят курс на построение обновленной технологии управления незначительным меньшинством подавляющего большинства населения. В условиях увеличивающегося неравенства фразеологизм «хлеба и зрелищ» и в наше время нисколько не утратил своей актуальности, как выражение одного из принципов, лежащих в основе механизмов сдерживания противоречий между бедными богатыми. Поскольку первый компонент этого императива потенциально близок к своему удовлетворению (сегодня можно «дать хлеба» всем), основные усилия брошены на разработку второго.

 

При этом активно разрабатываются и используются методы переформирования человеческого сообщества за счет изменения его культурного потенциала, вернее раскультуривания основной массы населения. Почему? Потому что культура объединяет людей в отдельные цивилизационно сформированные сообщества, сложившаяся именно в таких общностях культура и лежит в их основе. Трансформация же культуры – это трансформация этих цивилизаций.

Скрытая цель раскультуривания общества ‒ повысить эффективность манипулирования массами и в первую очередь сделать практически невозможной осознанную и целенаправленную коммуникацию низов, для превращения людей в оболваненных бездумных прагматиков. Поэтому программу раскультуривания реализуют по двум основным взаимосвязанным направлениям: атомизация сообщества и дебилизация населения. На этом пути главным инструментом становятся стремительно развивающиеся средства и технологии телекоммуникации. Заодно решается и другая постоянно актуальная задача – создать новые товарные рынки. Рынки же «зрелищ» практически бездонны, сравнительно малозатратны и посему сулят огромные прибыли [14]. В качестве основного инструмента выбраны современные технологии  торможения развития интеллекта людей, снижения уровня их базового образования и попросту оглупления людей, ибо человек лишенный способности рефлексировать свои поступки и происходящие вокруг него процессы становится зависимым от действия надиндивидуальных сил, оказывается объектом различных систем манипуляции  массовым сознанием.

 

Современные угрозы нашей цивилизации выглядят как факторы снижения ее «жизнеспособности» по всем составляющим. Наиболее болезненные и опасные для нашего народа шаги связаны с его раскультуриванием. В этой связи нам представляется, что центральная болевая точка современной России – состояние и перспективы духовно-нравственного состояния нашего общества. Активно продвигаемые неолиберализмом культурологические новации в значительной мере являются замаскированными (латентными) угрозами и составляют суть современной экспансии. Россия как цивилизация должна воспроизводить свой народ в его количественных и качественных параметрах и в структурной полноте, которые обобщенно и называют его культурой. И речь идет уже не только об укреплении, но и восстановлении нашей культурной идентичности.

 

Мир устроен так, что все позитивное требует усилий (трудно учиться и работать, требуются усилия заставить себя вести здоровый образ жизни), а негативное проще и приятнее в осуществлении (как приятно лежать на диване и смотреть развлекательные шоу). Точно по этой же причине быть потребителем намного более комфортно, чем быть гражданином, и в прямой конкуренции традиционная цивилизационная идентичность неизбежно проиграет идентичности потребительской [15]. Действительно, гораздо проще собрать людей под рекламным лозунгом «Распродажа!», чем под знаменами политического идеала. Именно поэтому развитие индустрии телекоммуникации столь стремительно движется в направлении гедонизации масс. Сегодня практически все население вовлечено в коммуникационную сеть связи, которая наряду с несомненно полезными функциями доставки информации позволяет решать и задачу атомизации населения. Причина этому – победа мещанской идеологии над здравым смыслом человека разумного.

 

Победить в складывающейся ситуации можно только за счет увеличения доля неоантропов – людей с самостоятельным творческой мотивацией, руководствующихся в своем поведении научными знаниями, логическим мышлением рациональными соображениями, не подверженных психологическим манипуляциям [16].. Потенциально «цифровая революция» создает условия для быстрого увеличения доли неоантропов за счет сокращения доли так называемого диффузного типа - людей с манипулируемым сознанием, руководствующихся устанавливаемыми стереотипами социального поведения и легко поддающихся внушению. В этом смысле человечество ждет качественный эволюционный скачок за счет кратного увеличения творческой активности людей. Но в каком направлении они будут самореализовываться – созидательном или разрушительном – зависит от этических норм и государственных политик ведущих стран мира [17]. В этой связи критически важной особенностью цифрового общества является резко возрастающие требования к образованию, развития креативности людей, их способности к рефлексии к их более осознанному и ответственному поведению.

Вместе с тем в складывающейся ситуации пора создавать действенные механизмы анализа и оценки каждого проекта будущего решения, опирающиеся на научный потенциал страны, в том числе и с позиции возможности внесения им потенциальной опасности для России. Несомненно, это задача научного сообщества должна быть поддержана наличием действенных законодательных и административных мер по пресечению нововведений признанных опасными.

Нарастающие угрозы диктуют необходимость формировать концепцию общественной жизни, способную в максимальной степени выразить творческий потенциал российского социума, ибо только предельно креативная стратегия общественной практики может гарантировать России достойное будущее в мировом сообществе.

 

Литература:

 

  1. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Стратегия прорыв: технологии, образование, науки. – М.: ЛЕНАНД, 2016. – 304.с.
  2. Сергеева Л.И. Безопасность каждого человека как смысл культуры предотвращения //Безопасность Евразии. 2005. № 4. С.402-411.
  3. Воронов М.В. Аспекты стратегии возрождения России. //Производство, наука и образование в России: новые вызовы. Сборник трудов III Международного Конгресса – СПб.: ИНИР им. С.Ю. Витте, 2017. – С. 547-457.
  4. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. ─ М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015.
  5. Жилин Д.М. Теория систем: опыт построения курса. ─ М.: Ком. Книга, 2006.
  6. Глазьев С.Ю. Великая цифровая революция (вызовы и перспективы для экономики XXI века). URL: http://www.glazev.ru/articles/6-jekonomika/54923-velikaja-tsifrovaja-revoljutsija-vyzovy-i-perspektivy-dlja-jekonomiki-i-veka (06.01.2019)..
  7. Табачков, А. С. Информационное общество в контексте истории //Вопросы философии. 2014, № 10. – С. 37-45.
  8. Вадим Дамье. Атомизация общества и социальная самоорганизация: Российский контекст. URL: http://www.aitrus.info/node/105 (28.12.2018).
  9. Ильин А. Н. Социальная атомизация и ослабление политической активности в условиях консюмеризма. – Электронный ресурс // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 5 (сентябрь — октябрь). С. 58–82. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/5/Ilyin Social-Atomiza-tion-Consumerism/ (03.01.2019).
  10. Национальная идея России. В 6 т (том 3, гл.5).— М.: Научный эксперт, 2012. — 752 c.
  11. Бузина Т.В. Достоевский. Динамика судьбы и свободы. – М.: РГГУ, 2011. – 352 с.
  12. 12 Сулакшин С. С. Количественная теория цивилизационого генеза и локальных цивилизаций. М.: Научный эксперт, 2013. – 176 с.
  13. Штомпка П. Социология социальных изменений. Пер. с анг. Под ред. В.А. Ядова. – М.: Аспект-Пресс, 1996.
  14. 14 Воронов М.В., Стамов И. Г. Системная модернизация страны: Сущность, приоритетные цели и основные направления Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12. /РАН. ИНИОН. – М., 2017. – Ч.2. – С.14-18.
  15. Санина А. Г. Информационное общество и государственная идентичность //Информационное общество. № 6, 2013. С. 9–15.
  16. Поршнев Б. О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). ‒ М., Мысль, 1974 ‒ 487 с.
  17. Глазьев С.Ю. Великая цифровая экономика. Вызовы и перспективы для экономики XXI века. URL: http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/14/velikaya_cifrovaya_ekonomika_vyzovy_i_perspektivy_dlya_ekonomiki_xxi_veka/ (05.01.2019).

 

 

Воронов М.В., д.т.н, профессор, Московский государственный психолого-педагогический университет

 

 

Аннотация. Статья посвящена анализу проблем становления информационного общества. Основное внимание уделено скрытым опасностям, которые сопровождают формирование нового этапа развития цивилизации. Отмечаются особенности построения в  России информационного общества.

Ключевые слова:

 

Прочитано 164 раз

Оставить комментарий

Убедитесь, что Вы ввели всю требуемую информацию, в поля, помеченные звёздочкой (*). HTML код не допустим.

Реклама

Часы

Все разделы

Лучшие доклады

Концепция ВВУИО на период после 2015 год…

04-12-2016 Hits:1263 Доклады Александр Лебедев - avatar Александр Лебедев

Женева, 2014 год Разработанная ВВУИО+10 концепция ВВУИО на период после 2015 годаВсемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного обществаИтоговый документ мероприятия высокого уровня ВВУИО+10Разработанная ВВУИО+10Концепция ВВУИО на период после...

Read more

Новые технологии в организации профориен…

02-12-2016 Hits:634 Доклады Александр Лебедев - avatar Александр Лебедев

Еще не так давно, в прежнем социалистическом прошлом, любой специалист или выпускник вуза был уверен в завтрашнем дне, долгосрочной востребованности, материальной стабильности в перечне традиционных и вполне понятных профессий, представление...

Read more

Сетевые механизмы структурных кризисов в…

01-12-2016 Hits:995 Доклады Александр Лебедев - avatar Александр Лебедев

Текст доклада Слайд 1.  Тема доклада – Сетевые механизмы структурных крзисов в социально-экономическом развитии Вначале мне хотелось бы обратить Ваше внимание на общие причины структурных кризисов, затем рассмотреть сетевые механизмы их возникновения, инициированные...

Read more

Наши читатели

Free counters!

Кто на сайте

Сейчас 22 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Интернет-портал "КРОН". Федеральное СМИ. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61251 от 03 апреля 2015 года.Роскомнадзор. Все права на материалы и новости, опубликованные на сайте:http://congress-cron.com, охраняются в соответствии с законодательством РФ. Допускается цитирование без согласования с редакцией не более 50% от объема оригинального материала, с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал http://congress-cron.com до или после цитируемого блока. Портал Конгресса работников образования и науки © "Инофцентр КРОН. Все права защищены . 2014-2016. Для детей старше 16 лет. Портал основан 2 июля 2014 года. Новая версия начала работу с 15 февраля 2015 года.

Наш сайт собирает информацию о вас, которая необходима для работы сайта. Пользуясь сайтом вы соглашаетесь с согласием на обработку персональных данных. Согласие на обработку персональных данных.